Музей

Дата основания: 7 сентября 1966 г.

Школьный музей Боевой славы средней школы №4 был открыт 7 сентября 1966 года. Инициатором и основателем музея в далёком 1966 году стала преподаватель истории - Ада Яковлевна Карагодина. Ребята прочитали небольшую статью в областной газете о том, что рядом с ними живут люди, которые были участниками штурма рейхстага. Ребята с Адой Яковлевной начинают поиск участников штурма рейхстага и находят Кутыша П.А., Волочаева К.М., Мищенко И.А., Энна А. Т., Сьянова И.Я.
Педагогический коллектив средней школы №4 под руководством Коршун Генриетты Елисеевны, в то время она была директором школы, проникся патриотической идеей – создать в школе музей, где будет освещён героический путь воинов – кустанайцев.
Весь материал музея связан со 151-й отдельной стрелковой бригадой, которая в период с декабря 1941 по апрель 1942 г.г. была сформирована в г. Кустанае. 151-я отдельная стрелковая бригада формировалась в тот период, когда Армия громила немцев под Москвой, остановила их под Ленинградом, нанесла крупное поражение на Северо-западном фронте.
22 декабря 1941 года началось формирование 151-й бригады, командиром которой был назначен майор Л.В.Яковлев, прибывший с ленинградского фронта.
Большую часть бойцов и младших командиров бригады составили жители Кустанайской, а также Челябинской областей. Офицеры прибывали из военных училищ и госпиталей.
26 апреля 1942 г. закончилось формирование бригады и первый железнодорожный эшелон отбыл на фронт, а за ним и вся бригада под развёрнутым знаменем трудящихся города Кустаная. Бригада двигалась по железной дороге на Северо-Западный фронт.
9 мая 1942 года последний эшелон бригады выгрузился на станцию Валдай.
С июня 1942 г. по середину августа 1943 г. бригада ведет ожесточенные бои в районе Рамушевского коридора.
В сентябре месяце был получен приказ о формировании 150-стрелковой дивизии, командиром которой был назначен Л.В.Яковлев (слайд 5). Штаб 151 отдельной стрелковой бригады был преобразован в штаб 150 дивизии; из стрелкового батальона был сформирован 756 стрелковый полк, а все бригадные части и подразделения развернулись в дивизионные части. Дивизия была полностью укомплектована по штатному расписанию.
1 мая 1944 года командование 150 стрелковой дивизии принял Василий Митрофанович Шатилов.
«Конечно, тогда я и подумать не мог, - вспоминает Шатилов, - что именно этой дивизии выпадет великая честь сражаться на главном направлении битвы за Берлин, штурмовать рейхстаг и водрузить над ним Знамя Победы».
Следопыты музея дважды прошли по местам боев 150 дивизии. Из этих походов, которые ребята прошли с ветеранами ВОВ Степановой Галиной Арсентьевной и Журавлевым Анатолием Емельяновичем, привезли оружие, военные трофеи.
Следопыты пополнили музей экспонатами, рассказывающими о героическом прошлом воинов-кустанайцев.
В музее более 3500 экспонатов. Их собрали следопыты всех поколений. Это личные вещи ветеранов Великой Отечественной войны, письма, военные трофеи, фотографии, земля, привезённая с мест боёв, с городов-героев.

Музей работает по направлениям:
Этапы боевого пути 150 дивизии.
Боевой путь 151 отдельной стрелковой бригады.
Кустанайцы - фронту.
Женщины 150 дивизии.
Знамя Победы над рейхстагом.
Они штурмовали рейхстаг.
Только он не вернулся из боя.
Игорь Шило – герой Афганистана.
Справа от входа в музей расположена экспозиция «Слава твоя бессмертна, дивизия», на которой посетители видят списки участников Берлинской операции, (слайд 15) удостоенные звания Героев Советского Союза, фотографии участников штурма рейхстага, фотокопию командировочного предписания Ильи Сьянова, командированного со Знаменем, водруженным над рейхстагом М.Егоровым и М.Кантария, в Москву на Парад Победы. На этом же стенде расположена схема штурма рейхстага 30 апреля – 1 мая 1945 года (слайд 16), начерченная майором Зинченко Ф.М., первым комендантом рейхстага. Схема была передана в дар музею Зинченко Ф.М. на встрече ветеранов 150-й стрелковой дивизии в 1984 г.
Ниже расположен стенд с Приказами и Указами Правительства СССР о присвоении дивизии наименований и присвоении наград.
Далее расположена экспозиция «Мы помним! Мы гордимся!», на которой находятся фотографии со встреч ветеранов 151-й отдельной бригады и 150-й стрелковой Ордена Кутузова 2 степени Идрицко-Берлинской дивизии.
Ниже находится стенд «Кустанайцы – фронту» о кустанайцах, внесших неоценимый вклад в дело Победы.
В стеклянных витражах хранятся документы-подлинники, земля с мест боёв, материал о единственном сыне полка, побывавшем у стен рейхстага - Жоре Артёменкове, с которым до сегодняшнего дня ведётся переписка.
В центральных витражах собран материал о героях-кустанайцах, участниках ВОВ: Илье Сьянове, Рахимжане Кошкарбаеве, Галине Арсентьевне Степановой, Архипе Тимофеевиче Энна и воине-интернационалисте, Кавалере двух орденов Красной Звезды, бывшем выпускнике школы Игоре Шило, погибшем при исполнении интернационального долга в Афганистане.
На центральной стене стенд боевого пути 150 дивизии. Ниже расположены портреты ветеранов-кустанайцев.
В стеклянных витражах расположены военные находки следопытов дважды, в 1969 и 1971 годах, прошедших по местам боёв 150 дивизии от станции Валдай до Риги.
Здесь же находятся книги о дивизии.
Переписка с ветеранами и походы по местам боёв дали возможность пополнить музей военными экспонатами и воспоминаниями о героическом прошлом наших костанайцах. Здесь расположен макет «Вечным сынам Отчизны» имитирующий стену рейхстага (слайд 30). Его прислали из Ленинграда ветераны ВОВ, супруги Шебашовы. Именно по этому макету в 1979 году во дворе школы был установлен мемориальный памятник «Вечным сынам Отчизны».
В шкафах хранятся 1350 писем, материалы о войне и литература военных лет. В стенных нишах хранятся личные вещи Юровского Бориса Александровича, Степанова Юрия Фёдоровича. Литвинова Павла Алексеевича и Степановой Галины Арсентьевны, которые ветераны передавали в дар музею при встречах или присылали по почте. Так же в одной из ниш находятся личные вещи Игоря Шило, переданные в музей мамой Игоря, Валентиной Николаевной.
Школьный музей Боевой славы – это центр воспитательной работы. Все классные и общешкольные мероприятия ориентированы на формирование гражданственности и патриотизма. Первостепенная задача музея – воспитание патриота, неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины, через деятельность школьного музея содействовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы, создание системы патриотического воспитания.
Формы работы музея
1.Поисковая работа экспедиционных отрядов. За каждым классом закреплён ветеран микрорайона.
2. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.
3. Экскурсии по музейным выставкам.
4. Музейные часы.
5. Прием в следопыты.
6. Уроки истории в 9-11 классах.
7. Шефство над ветеранами войны и труда в микрорайоне.
8. Оформление тематических выставок.
9. Участие в республиканских и областных конкурсах.

Музей призван дать ребятам навыки работы с архивными документами, с историческими и литературными источниками, воспоминаниями ветеранов Великой Отечественной войны, которых у нас очень много. Этим занимается группа архивариусов. Они работают с письмами ветеранов, документами
Постоянно в музее работает лекторская группа, группа экскурсоводов из ребят 7 – 11 классов. В музее каждое письмо – документ, книга о войне для ребят - находка и реликвия.
Подготовка экскурсоводов дело сложное и хлопотное. Если ученик нашел материал сам в книге, газете, альбоме – лекция у него получится, и сам он будет свободно вести экскурсию. Поэтому лекции составляются не неделями, а месяцами и всем активом музея.
В течение года готовится прием в следопыты учащихся 5 классов. Это школьная традиция – 26 апреля, в день отправки 151 отдельной стрелковой бригады на фронт, проводить прием в следопыты с приглашением ветеранов и следопытов всех поколений.
Музей помогает выработать у учащихся высокую сознательную активность, гражданскую ответственность, духовность; воспитание гражданина, обладающего важнейшими нравственными компетенциями созидательной деятельности в интересах государства.
Первостепенная задача музея – создание условий для воспитания уважительного отношения к историческому прошлому Республики Казахстан.
Сейчас в музее хранятся воспоминания П.Грибова «Северо – Западный фронт», первого коменданта рейхстага Ф.М.Зинченко «Знамя Победы над рейхстагом» и подлинник – схема штурма рейхстага, 109 экспонатов (оружие, личные вещи), 1200 фотографий, 1350 писем ветеранов, 28 книг о дивизии, 31 подлинник – грамоты и различные документы по переписке с редакциями журналов и газет, архивами, государственными музеями. В музее много действующих экспонатов. Посетители могут не только посмотреть экспонаты, но и взять в руки каски – советские и немецкие, бинокль, компас, фляжку, ракетницу, сделать несколько аккордов на фронтовой гармошке, прикоснуться, подержать в руках военные трофеи, личные вещи солдата, примерить фуражку школьного Героя И.Шило, погибшего в Афганистане. Это ли не радость каждого мальчишки?
Что бы ни менялось в нашей жизни в течение 52 лет, музей все эти годы выполняет главную функцию – воспитывает у ребят чувство патриотизма на примерах боевого прошлого кустанайских героев. Получая письма от ветеранов и их личные вещи, музей пополняется, и мы имеем возможность обновлять экспозиции.
С 1966 года активистами музея ведется переписка с ветеранами 151-й отдельной стрелковой бригады и 150-й стрелковой дивизии. В музее сейчас находится более 1500 писем от ветеранов и членов их семей.
Эти письма бережно хранятся и используются в работе архивариусов, лекторов и экскурсоводов. По письмам ветеранов мы восстанавливаем их биографии, узнаем об их участии в боях. Читая письма ветеранов, мы ярче представляем себе историю Великой Отечественной войны. Ветеранов с каждым годом становится все меньше и меньше. Но нам отвечают члены их семей. Сейчас мы поддерживаем связь уже с детьми и внуками ветеранов.
В марте 2017 г. было найдено еще одно имя бойца 151-й ОСБр – Лузина Петра Алексеевича, погибшего в декабре 1942 г. под г.Старая Русса. Завязалась переписка с внуком бойца Лузиным Александром Николаевичем, который передал в музей Боевой славы копии документов и фотографий своего деда, а так же два буклета, посвященные Лузину П.А. и семье Лузиных во время Великой Отечественной войны.
Благодаря Лузину А.Н. состоялось знакомство следопытов музея с Членом Союза писателей России Симаковым А.П., который долгие годы работает над поиском материалов, касающихся 151-й ОСБр и военных действий в Демянском котле и Рамушевском коридоре.
Симаков А.П. передал в музей свою статью о формировании 150-й стрелковой дивизии, копию немецкой карты территории Демянского котла, свою книгу «Разгром дивизии «Мертвая голова». Демянская катастрофа эсэсовцев».
Поддерживается связь с родственниками ветеранов, которые проживают в г.Костанай. В частности, частый гость музея И.А. Энна, дочь ветерана 151- стрелковой бригады и 150-й стрелковой дивизии А.Т.Энна.
В октябре 2018 г. фонд музея пополнился новыми экспонатами: гильзами от пушечных снарядов, пулеметных и винтовочных патронов, штык-ножом от винтовки Мосин. Эти вещи времен Великой Отечественной войны передала в дар музею жительница г.Костаная Варварина А.Р.
В декабре 2018 г., на встрече следопытов музея с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеран Великой Отечественной войны Даценко П.В. подарил музею свою книгу «Сказания о довоенном мире, войне окопной и незримом фронте».
Поисковая работа следопытов не прерывается и сейчас.
Школьный музей Боевой славы ведет постоянную исследовательскую работу по патриотическому воспитанию, создавая отряды следопытов и изучая личности участников и героев Великой Отечественной войны.
Занятия и экскурсии музея Боевой славы ориентированы на реализацию задач по воспитанию казахстанского патриотизма и развитию творческих способностей учащихся. В основе работы музея лежит система воспитания личности учащегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития.
Работа музея направлена на воспитание казахстанского патриотизма, приобретение знаний, практических умений работать с письмами, документами, воспоминаниями ветеранов, с книгами о 150-й Идрицко Берлинской ордена Кутузова второй степени дивизии.
В процессе работы используются следующие методы:
- исследовательские;
- практические;
-самостоятельная работа.
Для активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях проводится демонстрация собранных подлинников, наградных листов, книг, альбомов, военных трофеев, фотографий.
Следопыты музея – постоянные участники научно-практических конференций и конкурсов
Музей Боевой славы нашей школы тесно сотрудничает с ветеранами боевых действий г.Костаная, воинами-интернационалистами.
Традиционными стали встречи с афганцами, которые проводятся в середине февраля, в честь вывода ограниченного контингента Советских войск из Афганистана и неделя памяти Игоря Шило, которая проходит с 7-го по 15-е марта. На неделе памяти проводятся Уроки Мужества, посвященные Игорю, на которые обязательно приглашается Валентина Николаевна.
Старшеклассники ухаживают за могилой Игоря Шило
Презентация. И.Шило. Воспоминания (пройдите по ссылке для ознакомления) https://disk.yandex.ru/d/8NbOsL5xTLL9Og
На базе музея Боевой славы еженедельно проводятся музейные уроки и классные мероприятия для учащихся школ и образовательных учреждений города и области
В данное время музей работает по материалам о Рахимжане Кошкарбаеве, который сказал: «Смерть памяти – это смерть духа, но дух народа никогда не умирает, а потому не умрёт и память». Мы не вправе забывать легендарного победителя, который на 6 часов раньше, вместе с Григорием Булатовым из 674 стрелкового полка 150 дивизии, водрузили полковой флаг на рейхстаге.
Наш музей – это достояние не только школы, но и достояние нашего города. Так как создавать его помогла вся общественность города, городской и областной военкоматы, городской архив и областной краеведческий музей. И мы рады, что сегодня находимся в обновлённом большом зале нашего музея, который оказывает нам неоценимую помощь в воспитании казахстанского патриотизма, проходит незримой ниточкой памяти, связывает одно поколение с другим, учит нас любить мир.
За 52 года работы музея сменилось не одно поколение следопытов. В музей приходят теперь их дети и уже внуки. И снова, с новым поколением, ведётся работа и по созданию актива музея. К работе в музее приобщаются все классы, все желающие ребята. И те ребята, которые остаются в музее, всегда могут ответить: «Что такое музей?», «Зачем храним экспонаты?», «В чём выражается память о людях?», «Зачем нужна память о войне?». Посещая школьный музей, к детям приходит осознание того, что предметы, личные вещи солдат, могут вернуть ребят в прошлое, рассказать много интересного о том далёком времени войны 1941 – 1945гг. В музее ребята не только погружаются в мир представлений о прошлых эпохах, но и связывают их с системой ценностей собственного мира. А главное, что «никто не забыт и ничто не забыто». И эту эстафету дальше нести детям этого поколения.
Работа музея была неоднократно отмечена дипломами и грамотами. Бронзовым призёром школьный музей был во Всесоюзном смотре музеев в 1985 году на ВДНХ в Москве.
Работа музея неоднократно освещалась в средствах массовой информации
Неоднократно члены Совета и Актива музея приглашались на телевидение, где рассказывали о работе музея, о работе Следопытов, таким образом, еще более пропагандируя наш музей в городе и области.
При музее Боевой славы создан и функционирует гражданско-патриотический клуб «Искатели» для учащихся 6 классов. Члены клуба знакомятся с историей создания музея, изучают документы, собранные следопытами предыдущих поколений, письма ветеранов. Ребята посещают ветеранов Великой Отечественной войны, записывают их воспоминания; знакомятся с работой следопытов.
Музей стал центром краеведческой, гражданско-патриотической работы в школе. На базе музея проводятся классные часы, Уроки Мужества. Учителя истории используют материалы музея для проведения уроков.
Основная цель деятельности музея – создание системы патриотического воспитания подрастающего поколения, так как музей помогает выработать у учащихся высокую сознательную активность, гражданскую ответственность, духовность; воспитание гражданина, обладающего важнейшими нравственными компетенциями созидательной деятельности в интересах государства.
Роль школьного музея Боевой славы в учебно-воспитательном процессе неоспорима. Собранные в нем документы и предметы хранят память прошлого, передают ее как эстафету потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времен и поколений.
Документальные и вещественные материалы ярко, доказательно рассказывают о событиях прошлого, помогают воссоздать события, создать, воскресить дела и поступки людей. «Живой» показ явлений и фактов средствами музейных предметов – подлинников особенно убеждает, особенно врезается в память.
Это свойство музейных экспонатов расширяет возможность учебно-воспитательной работы с учащимися. Знакомство с памятниками истории и культуры родного края, деятельностью замечательных людей оказывает непосредственное воздействие на формирование их жизненных идеалов, прикосновение к подвигу, усиливает чувство любви к Родине, к своему народу