Программа обучения в 5-9 классах
Пояснительная записка
к рабочему учебному плану основного среднего образования для 5 -9 классов с русским языком обучения
КГУ «Общеобразовательная школа №4 отдела образования города Костаная» Управления образования акимата Костанайской области на 2024-2025 учебный год
Связи с изменениями нормативных документов Рабочий учебный план для 5-9 классов разработан на основе следующих нормативных документов:
- Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 23 сентября 2022 года № 406 «О внесении изменений в приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования»;
- Приказ «Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан» (Приказ и.о. Министра просвещения Республики Казахстан от 18 августа 2023 года № 264. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 22 августа 2023 года № 33316 О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 ноября 2012 года № 500 «Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан»;
- Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 16 сентября 2022 года № 399 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам и курсам по выбору уровней начального, основного среднего и общего среднего образования» и Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 21 ноября 2022 года № 467 «О внесении изменений в приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 16 сентября 2022 года № 399 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам и курсам по выбору уровней начального, основного среднего и общего среднего образования»;
- Приказ «Об утверждении Правил разработки, согласования и утверждения образовательных программ курсов повышения квалификации педагогов» (приказ МОН РК от 04.05.2020 г. №175, с изменением, внесенным приказом Министра просвещения РК от 27.08.2022 № 384);
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 726 «Об утверждении национального проекта «Качественное образование «Образованная нация»
- Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2024-2025 учебном году»;
- Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 31 августа 2022 года № 385 «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, специализированных, специальных, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях дополнительного образования для детей и взрослых»
- Закон РК от 27 декабря 2019 года № 293-VІ ЗРК «О статусе педагога» (с изменениями Законом РК от 03.05.2022 № 118-VII);
- Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 13 апреля 2023 года № 96. «О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования»
- Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования» приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан № ҚР ДСМ-76 от 5 августа 2021 года (зарегистрирован в МЮ РК за № 23890 от 6.08. 2021 года);
- Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 мая 2020 года № 216 «Об утверждении перечня учебников для организаций среднего образования, учебно-методических комплексов для дошкольных организаций, организаций среднего образования, в том числе в электронной форме» (с изменениями, внесенными приказом и.о. Министра просвещения Республики Казахстан от 22 мая 2023 года № 140, в редакции приказа Министра просвещения РК от 03.07.2023 № 194)
Объем содержания учебной программы 5-9 классов реализуется в пределах учебной нагрузки инвариантной и вариативной части типового учебного плана.
В инвариантной учебной нагрузке сосредоточена стандартная часть содержания образования. Общий объем организованной учебной деятельности учащихся 5-9 классов составляет:
5 класс: 29 часов - инвариативного компонента, 0,5 часов - вариативного компонента (Глобальные компетенции)
6 класс: 29 часов - инвариативного компонента, 0,5 часов - вариативного компонента (Глобальные компетенции)
7 класс: 32 часа -инвариативного компонента, 0,5 часов - вариативного компонента (Глобальные компетенции)
8 класс: 33 часа -инвариативного компонента, 0,5 часов - вариативного компонента (Глобальные компетенции)
9 класс: 34 часа -инвариативного компонента, 1 час - вариативного компонента (Глобальные компетенции)
Образовательные области и учебные предметы инвариантного компонента содержания образования являются обязательными.
Базовое содержание каждой образовательной области основного среднего образования определено с учетом необходимости не только обучить основам наук, но и обеспечить дальнейшее развитие духовности, социального и культурного опыта, который будет способствовать эффективной социализации.
Содержание образовательной области «Язык и литература» реализуется в учебных предметах:
1) «Русский язык», «Русская литература» для классов с русским языком обучения;
2) «Казахский язык и литература» для классов с неказахским языком обучения;
3) «Иностранный язык».
Содержание образовательной области «Математика и информатика» реализуется в учебных предметах «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика».
Содержание образовательной области «Естествознание» реализуется в учебных предметах «Естествознание», «Физика», «Химия», «Биология», «География».
Содержание учебных предметов образовательной области «Человек и общество» реализуется в учебных предметах «История Казахстана», «Всемирная история», «Основы права».
В 5,6,7 классах основного среднего образования в содержание предмета «История Казахстана» будут интегрироваться материалы курса «Краеведение».
Содержание образовательной области «Технология и искусство» реализуется в учебных предметах «Музыка», «Художественный труд».
Содержание образовательной области «Физическая культура» реализуется в учебном предмете «Физическая культура». Преподавание предмета «Физическая культура» осуществляется без деления на группы.
Содержание учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-9 классах реализуется в рамках учебного курса «Физическая культура» с годовой учебной нагрузкой по 15 часов педагогами физической культуры.
Деление класса на две группы осуществляется в городских общеобразовательных организациях образования при наполнении классов в 24 и более обучающихся по:
1) казахскому языку и литературе – в классах с неказахским языком обучения;
2) иностранному языку;
3) художественному труду;
4) информатике.
В организациях образования допускается деление класса на две группы по художественному труду независимо от наполняемости класса на мальчиков и девочек.
В целях реализации обновления содержания образования развитие функциональной грамотности школьников вариативный компонент рабочего учебного плана включает курс «Глобальные компетенции».
Программы вариативного компонента согласованы с Попечительским советом, рассмотрены и утверждены педагогическим советом школы, Протокол № 1 от 30 августа 2024 года.
Курс «Глобальные компетенции» способствует формированию ценностных ориентиров, коммуникативных навыков, этических норм и поведенческих установок обучающихся, необходимых для определения своего места в мире.
Объем учебной нагрузки Типовой учебной программы курса «Глобальные компетенции» составляет в:
5-8 классах – 0,5 часа (один раз в две недели), 17 часов в учебном году
9 классе – 1 час в неделю, 34 часов в учебном году
Курс с нагрузкой 0,5 часов проводится 1 раз в две недели.
Цель курса: формирование конкурентоспособной личности, обладающей компетенциями глобальной гражданственности.
Задачи курса:
1) ознакомить обучающихся с глобальными вызовами современности;
2) формировать культуру устойчивого развития личности;
3) развивать у обучающихся аналитическое оценочное понимание местных, региональных, национальных, глобальных событий, причин и их последствий;
4) воспитывать в атмосфере эмпатии к нуждам и правам других людей;
5) сформировать навыки осмысленного и творческого обучения.
В 5-8 классах курс включает пять юнитов:
- «Добропорядочность и этика»,
- «Гражданственность и патриотизм»,
- «Медиаграмотность и финансовая грамотность»,
- «Безопасность жизнедеятельности»,
- «Экологическая культура»,
Для каждого класса предлагается разнообразная тематика юнитов с указанием количества часов и ожидаемых результатов. Предложенная тематика курса разработана с учетом возрастных особенностей, обучающихся 5-9 классов. В результате завершения курса «Глобальные компетенции» обучающиеся будут обладать ценностными ориентирами, коммуникативными навыками, этическими нормами и поведенческими установками, характеризующие его как успешную личность.
Программа курса включает шесть разделов, разработанных с учетом возрастных особенностей и интересов обучающихся.
Юнит «Добропорядочность и этика» способствует развитию у обучающихся личностных качеств, как этичность, доброжелательность, честность, толерантность, ответственность за свои действия, умение работать в коллективе и представляющего высокие стандарты культуры поведения.
Юнит «Гражданственность и патриотизм» культивирует идентичный код казахстанского общества и уважение государственности, формирование гражданской позиции и ответственности, взаимоотношения людей в обществе, взаимопомощь в семье, формирование международного сознания.
Юнит «Медиаграмотность и финансовая грамотность» направлен на ознакомление с основными понятиями и законами медиа пространства и финансовой грамотности, на развитие критического мышления и получение навыков финансовой функциональной грамотности, формирования базовых принципов использования инструментов медиа пространства, критическое осмысление подходов в использовании инструментов медиа пространства на принципах взаимо-экологичности и целесообразности. Обучающиеся интегрируются в глобальное экономическое пространство, через применение финансовой грамотности как инструмента достижения личного финансового благополучия.
Юнит «Безопасность жизнедеятельности» направлен на обеспечение безопасности жизни и здоровья человека, на сохранение индивидуальности, права на личную жизнь и неприкосновенность, защиту от буллинга и насилия, знакомит со способами, направленными на сохранение жизни.
Юнит «Экологическая культура» ознакомит с основными законами экологии, научит позитивному, бережному отношению к своему здоровью, окружающим людям и природе. Сформирует личность, соблюдающую нравственные и правовые принципы природопользования, ведущую активную природоохранительную деятельность, противодействующую нарушителям связей в биосфере, а также социально ориентированную личность с развитым экологическим сознанием.
Юнит «Светскость и религиоведение» направлен на формирование правовой и религиозной грамотности обучающихся, понимание принципа светскости как ценности, изучение места религии в жизни общества, истории и современного состояния мировых религий, псевдорелигиозных и деструктивных религиозных течений.
В 2024-2025 учебном году преподавание курса «Глобальные компетенции» будут осуществлять следующие педагоги:
- в 5 классах - учителя начальных классов Мусина А.Т., педагог-эксперт;
- в 6 классах - учителя начальных классов Мусина А.Т., педагог-эксперт, Исмагулова Г.С., педагог –модератор, Корнева В.В., педагог-мастер;
- в 7 классах - учителя начальных классов Исмагулова Г.С., педагог –модератор;
- в 8 классах - учитель начальных классов Корнева В.В., педагог-мастер;
- в 9 классах - учитель истории Кучекбаева Г.И., педагог-исследователь.
Учебный курс «Правила дорожного движения» в 5-8 классах ведется по 10 часов в каждом классе за счет классных часов и во внеурочное время с указанием темы и даты занятий на отдельной странице классного журнала.
Содержание учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-9 классах реализуется в рамках учебного курса «Физическая культура» с годовой учебной нагрузкой 15 часов учителями физической культуры. Занятия по основам безопасности жизнедеятельности являются обязательными и проводятся в учебное время.
Настоящий рабочий учебный план рассмотрен и утвержден на заседании педагогического совета протокол №1 от 29 августа 2024 года, на заседании внеочередного Попечительского совета протокол №1 от 28 августа 2024 года и является нормативным документом для педагогического коллектива школы.
