Программа обучения в 10-11 классах
Пояснительная записка
к рабочему учебному плану общего среднего образования естесвенно-математического направления
с русским языком обучения
КГУ «Общеобразовательная школа №4 отдела образования города Костаная» Управления образования акимата Костанайской области на 2024-2025 учебный год
Направление: естественно-математическое
Рабочий учебный план для 10-11 класса составлен на основе следующих документов:
- Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 23 сентября 2022 года № 406 «О внесении изменений в приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования»;
- Приказ «Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан» (Приказ и.о. Министра просвещения Республики Казахстан от 18 августа 2023 года № 264. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 22 августа 2023 года № 33316 О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 ноября 2012 года № 500 «Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан»;
- Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 16 сентября 2022 года № 399 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам и курсам по выбору уровней начального, основного среднего и общего среднего образования» и Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 21 ноября 2022 года № 467 «О внесении изменений в приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 16 сентября 2022 года № 399 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам и курсам по выбору уровней начального, основного среднего и общего среднего образования»;
- Приказ «Об утверждении Правил разработки, согласования и утверждения образовательных программ курсов повышения квалификации педагогов» (приказ МОН РК от 04.05.2020 г. №175, с изменением, внесенным приказом Министра просвещения РК от 27.08.2022 № 384);
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 726 «Об утверждении национального проекта «Качественное образование «Образованная нация»
- Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2024-2025 учебном году»;
- Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 31 августа 2022 года № 385 «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, специализированных, специальных, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях дополнительного образования для детей и взрослых»
- Закон РК от 27 декабря 2019 года № 293-VІ ЗРК «О статусе педагога» (с изменениями Законом РК от 03.05.2022 № 118-VII);
- Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 13 апреля 2023 года № 96. «О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования»
- Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования» приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан № ҚР ДСМ-76 от 5 августа 2021 года (зарегистрирован в МЮ РК за № 23890 от 6.08. 2021 года);
- Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 мая 2020 года № 216 «Об утверждении перечня учебников для организаций среднего образования, учебно-методических комплексов для дошкольных организаций, организаций среднего образования, в том числе в электронной форме» (с изменениями, внесенными приказом и.о. Министра просвещения Республики Казахстан от 22 мая 2023 года № 140, в редакции приказа Министра просвещения РК от 03.07.2023 № 194)
Базовое содержание общего среднего образования конкретизируется учебными программами, которые разрабатываются соответственно ожидаемым результатам обучения, установленным с учетом особенностей профильного обучения: обязательные учебные предметы и профилирующие учебные предметы естественно-математического и общественно-гуманитарного направлений.
В инвариантной учебной нагрузке сосредоточена стандартная часть содержания образования. Общий объем организованной учебной деятельности учащихся 10-11 классов составляет:
- 10 класс: 34 часа - инвариативного компонента, 2 часа - вариативного компонента (Глобальные компетенции, Элективные курсы)
- 11 класс: 34 часа -инвариативного компонента, 2 часа - вариативного компонента (Глобальные компетенции, Элективные курсы)
Рабочий учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. В инвариантной учебной нагрузке сосредоточена стандартная часть содержания образования.
В 2024-2025 учебном году в вариативный компонент Типового учебного плана включен курс «Глобальные компетенции» в 5-11 классах. Глобальные компетенции приобретают особое значение в связи с растущим влиянием глобализации, быстрыми социальными, экономическими и технологическими изменениями, а также другими важными глобальными вопросами, оказывающими повсеместное воздействие на людей, культуры и нации.
Курс направлен на формирование конкурентоспособной личности, обладающей компетенциями глобальной гражданственности, понимания взаимосвязанности и взаимозависимости местных и глобальных проблем, вопросов межкультурного взаимодействия, критического анализа и оценивания различных точек зрения и мировоззрений, навыков создания оригинальных знаний и идей. Содержание курса предполагает развитие навыков исследования и поиска необходимой актуальной информации, критического осмысления и рефлексии, коммуникативных компетенций. Обозначенные цели и задачи курса предусматривают преемственность и взаимосвязь с содержанием среднего образования, расширяют воспитательный контент как неотъемлемую составляющую процесса обучения.
Объем учебной нагрузки Типовой учебной программы курса «Глобальные компетенции» составляет в 10-11 классах – 1 час в неделю, 34 часов в учебном году.
Курс «Глобальные компетенции» для 11 класса включает два юнита «Основы бизнеса и предпринимательства» и «Финансовая грамотность».
В 10-11 классах содержание курса «Глобальные компетенции» позволит обеспечить системный процесс формирования у обучающихся навыков относительно предметной сферы (hard skills), навыков социализации (soft skills), навыков самообразования и непрерывного образования (self skills).
10 класс: Курс «Глобальные компетенции» - 1 ч. (34 часа)
Учебная программа элективного курса «Глобальные компетенции» разработана в рамках Государственного общеобязательного стандарта общего среднего образования.
Программа курса рассчитана на 34 часа и состоит из пяти разделов.
Цель курса: формирование у обучающихся понимания взаимосвязанности и взаимозависимости местных и глобальных проблем, вопросов межкультурного взаимодействия, понимания и оценивания различных точек зрения и мировоззрений, навыков создания оригинальных знаний и идей. Программа содержания учебного курса включает пять разделов, разработанных с учетом возрастных особенностей и интересов обучающихся.
Задачи курса:
1) развивать критическое и аналитическое мышление учащихся, их коммуникативные и исследовательские навыки;
2) формировать умение распознавать, анализировать, оценивать информацию, формулировать аргументы, объяснять сложные ситуации или проблемы; 3) способствовать развитию умения осознавать собственную культурную идентичность и понимать культурное многообразие мира, межкультурные различия;
4) учить проявлять уважение и открытость к взаимодействию с представителями разных культур;
5) развивать способность работы с цифровыми ресурсами, платформами электронного обучения, интернетом и веб-сайтами;
6) прививать навык соблюдения правил академической честности.
11 класс: Курс «Глобальные компетенции» 1 ч. (34 часа)
Курс «Глобальные компетенции» для 11 класса включает два юнита «Основы бизнеса и предпринимательства» и «Финансовая грамотность».
В 10-11 классах содержание курса «Глобальные компетенции» позволит обеспечить системный процесс формирования у обучающихся навыков относительно предметной сферы (hard skills), навыков социализации (soft skills), навыков самообразования и непрерывного образования (self skills).
В целом, в рамках преподавания «Глобальные компетенции» в 10-11 классах среднего образования обучающиеся приобретут навыки аналитического оценочного понимания глобальных событий, их причин и последствий, различных процессов и явлений, правильного соотнесения их с национально культурными ценностями других людей, самостоятельной и командной работы, управления процессом собственного обучения при поддержке педагога наставника, рассмотрения важных проблем с личной, региональной/национальной и глобальной точек зрения, понимания их взаимосвязи, критического оценивания доступной информации, обсуждения и аргументирования своей позиции, активного взаимодействия с окружающим миром, видения перспектив личностного роста, развития своей страны и личной причастности к ее достижениям.
В 2023-2024 учебном году преподавание данного курса в 10-11 классах будет осуществлять учитель истории Кучекбаева Г.И., педагог-исследователь
Элективные курсы вариативного компонента в 10-11 классе направлен на углубления Естественно-математического направления. В 10-11 классах Элективный курс по предмету «Химия»
«Подготовка к итоговой аттестации по химии» 1 час (34 часа)
Данный факультативный курс предназначен для учащихся 10-11 класса общеобразовательной средней школы, где химия преподается на базовом уровне. Актуальность курса заключается в том, что предмет химии является предметом по выбору для многих специальностей и данный курс будет способствовать облегчению процесса подготовки к итоговой аттестации по предмету. Факультативный курс предназначено для педагогов и учащихся средних общеобразовательных школ. Автор программы Михайличенко И.А. «Вопросы пола» – Костанай, 2020. – 8 с. БК УДК - ISBN 978-601-343-407-0
Цель курса:
- обобщение и углубление содержания базового учебного предмета;
- развитие ключевых компетентностей самоорганизации учащихся;
- получение дополнительной подготовки по химии.
- Повторить, систематизировать и обобщить основные теоретические вопросы курса химии.
- выявить основные затруднения и ошибки при выполнении заданий итоговой аттестации;
- выполнять задания, вызывающие наибольшие затруднения у учащихся при сдаче итоговой аттестации;
- научить, эффективно распределять время на выполнение заданий;
- развивать умение понять структуру текстового задания на основе контекста;
- научить применять рациональные приемы решения задач повышенной сложности;
Программа элективного курса «Подготовка к итоговой аттестации по химии» направлена на систематизацию знаний и умений по курсу химии, на тренировку и отработку навыка решения тестовых заданий. Данная программа позволит учащимся выявить темы для дополнительного повторения и своевременно восполнить пробелы в знаниях.
Результат курса – своевременное восполнение пробелов в знаниях и качественная подготовка учащихся к итоговой аттестации по предмету.
Преподавание данного курса будет осуществлять учитель химии Торохтий Александра Сергеевна
В целях реализации обновления содержания образования развитие функциональной грамотности школьников вариативный компонент рассмотрен и утвержден на заседании педагогического совета протокола №1 от 30 августа 2024 года.
Настоящий рабочий учебный план рассмотрен и утвержден на заседании педагогического совета протокол №1 от 29 августа 2024 года, на заседании Попечительского совета протокол №1 от 28 августа 2024 года и является нормативным документом для педагогического коллектива школы.
